Карбюратор ВАЗ 2109 имеет абсолютно новую комплектацию, не применявшуюся раньше ни в каком другом автомобиле этой марки. При первичном осмотре кажется, что система очень сложна и разобраться в ней самостоятельно не представляется возможным. На самом деле ремонт, регулировка и настройка карбюратора ВАЗ 2109 вполне могут быть осуществлены в домашних условиях. Главное — хорошенько разобраться в представленной системе для того чтобы не допустить фатальных ошибок. Какой карбюратор бы ни использовался в автомобиле, на понимание происходящих внутри процессов все равно придется потратить время. Тогда любой винт будет казаться там уместным и понятным.
Из чего состоит карбюратор?
Основное предназначение карбюратора — это приготовление рабочей смеси, которая впоследствии будет перемещена в камеру сгорания двигателя. Кроме того, именно этот элемент дозирует объем воздуха, который будет смешиваться с бензином и обеспечивать полное сгорание. Правильное сочетание рабочей смеси — это гарантия того, что автомобиль будет двигаться ровно, без периодических проблем с работоспособностью двигателя.
Карбюратор ВАЗ 2109 получил название «Солекс» и состоит всего лишь из двух основных элементов — корпуса и крышки. В свою очередь, внутри корпуса находятся:
- насос;
- жиклеры;
- поплавок;
- свечи;
- блок управления ЭПХХ.
Непосредственно после подачи топливо попадает в первичную поплавковую камеру, основная задача которой — поддерживать необходимый уровень бензина, позволяющий карбюратору стабильно удерживать необходимые обороты холостого хода. Контроль количества топлива осуществляется с помощью специального клапана, который, в зависимости от потребностей автомобиля, может подниматься выше и опускаться ниже. Этот процесс длится ровно столько, сколько работает двигатель, не затихая ни на минуту.
Отдельно от всего прочего регулируется холостой ход, управление которым осуществляется через специальное устройство — экономайзер. При оборотах менее 1700 единиц в минуту активируется электромагнитный клапан, деятельность которого деактивируется сразу же после нажатия на педаль газа. Однако регулировка холостого хода позволяет несколько обойти систему и запускать электромагнитный клапан напрямую. Однако подобный алгоритм действий достигается лишь путем кропотливой отладки.
Также немаловажную роль в процессе функционирования карбюратора играет блок управления ЭПХХ. Таблица соответствия (рис. 1) гласит, что именно он позволяет уменьшить количество выхлопных газов и тем самым снизить расход топлива, что особенно актуально при использовании дорогостоящего горючего самого высокого качества.
Располагается столь важный элемент в автомобиле ВАЗ 2109 отдельно от системы питания. Активизироваться он может, например, при движении со склона на включенной передаче и полностью отпущенной педали газа. В этом случае дроссельная заслонка закрывается, ЭПХХ начинает свою работу, тем самым поднимая электромагнитный клапан.
![Таблица соответствия блоков управления ЭПХХ Таблица соответствия блоков управления ЭПХХ](/wp-content/uploads/2016/07/tablica.jpg)
Часто встречающиеся поломки
Устройство имеет свойство ломаться, особенно если регулировка карбюратора ВАЗ 2109 осуществляется редко или ненадлежащим образом.
Конечно, простейшее решение — отправить автомобиль на ближайшее СТО, где его ремонтом займутся специалисты. Однако опытные водители предпочитают разбираться с проблемой своими руками и очень часто одерживают в этом вопросе победу.
Первое, что может прийти в негодность, это ускорительный насос, основной задачей которого является обогащение топливной смеси. При постоянной эксплуатации автомобиля насос может забиться, что автоматически влечет за собой необходимость проводить прочистку. Чистка карбюратора ВАЗ 2109 — это процесс, осуществлять который необходимо хотя бы 1 раз в полгода, даже если никаких нареканий на работоспособность авто не наблюдается.
Раздумывая, как почистить карбюратор, можно приобрести специальную жидкость, которая впоследствии и будет использована для продувки каналов.
В негодность может прийти и блок управления ЭПХХ, что проявляет себя при движении автомобиля на холостом ходу. Самостоятельно разобраться в этом вопросе не сможет даже опытный водитель, не обладающий специфическими знаниями. Если возможности обратиться к специалисту нет, лучше просто заменить блок ЭПХХ и осуществить дальнейшую регулировку карбюратора 2109. Профессионал же может попытаться реанимировать устройство.
Не менее распространенная проблема — это образование нагара на свечах, что приводит к потере оборотов даже в том случае, если предварительно были предприняты попытки правильно настроить карбюратор. Часто бывает, что свечи сбоят и на холостом ходу, что неминуемо говорит о неправильно подобранном блоке ЭПХХ. Для того чтобы точно определить, какое устройство стоит приобрести, сперва нужно подобрать соответствующие жиклеры и сам карбюратор. Именно от диаметра этих устройств и зависит, каким будет ЭПХХ.
Однако прежде чем решаться на ремонт карбюратора ВАЗ, нужно достоверно определить, что проблема кроется действительно в нем. Помочь в разрешении столь непростого вопроса сможет развернутая диагностика, провести которую можно самостоятельно или же доверив процесс опытным автомеханикам. Схема действий остается на суд автовладельца.